г. Москва, проезд Ольминского дом 3А, стр.3 | axioma@axioma-ooo.ru

Каталог
Поиск
Блог / Новости
Голосование
Что Вы цените больше всего в оснастке:

Блог / Новости RSS 2.0

Из истории печатей (часть 9)

Найдена печать первого ярославского князя

Во время раскопок на территории Ярославского кремля экспедиции удалось обнаружить раритетную печать первого удельного ярославского князя Всеволода Константиновича (1218-1238). Он был сыном ростовского князя Константина Всеволодовича.

Княжеская печать представляет собой небольшой свинцовый кружок, который крепился к документу. Это так называемая «вислая печать», и является оттиском с оригинальной печати, которая обычно имела форму перстня с круглой прочеканенной лицевой поверхностью, в основном из драгоценных металлов и меди.

Такие свинцовые оттиски вешали на документы (берестяные грамоты, пергаменты) на пеньковые веревки или кожаные полоски через отверстия в грамоте. Эта печать подтверждала личность писавшего грамоту, при этом гонцы или другие лица не могли её прочитать, не нарушая при этом целостность печати или веревки.

Подобные печати — сравнительно редкая находка в северо-восточной Руси. Это объясняется тем, что князья обычно правили своими уделами непосредственно, не давая большого количества документов, которые скреплялись печатями и были оформлены юридически.

На одной стороне найденной печати ярославского князя Всеволода помещено изображение святого Иоанна (небесного покровителя князя), на другой - святого Константина (покровителя его отца).

По материалам moi-jaroslavl.ru

Из истории печатей (часть 8)

Печать Ивана III

Историки, изучавшие старинные печати обратили внимание на необычную печать, скреплявшую жалованную, меновую и отводную грамоту великого князя Московского Ивана III, данную в 1497 году волоцким князьям – братьям Федору и Ивану Борисовичам.

Не обратить внимания на эту печать невозможно. От всех предшествующих княжеских печатей она отличалась прежде всего цветом (оттиск не из черного или светлого воска, а из красного), а также исключительно высоким качеством оттиска и круговой легендой, содержащей полный титул великого князя Московского, сложившийся к 1490 году. Главное же отличие печати заключалось в ее изобразительных компонентах. На лицевой стороне помещен всадник в военных доспехах и развевающемся плаще, копьем поражающий дракона в шею. Круговая надпись обозначает титул Ивана III: «ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИ КН(Я)ЗЬ». Оборотную сторону печати занимает двуглавый орел с коронами на головах и с распростертыми опущенными вниз крыльями. Его окружает легенда, являющаяся продолжением титула лицевой стороны: «И Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Угорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский».

Обозначение полного титула князя на государственной печати, конечно же, было весьма важным обстоятельством. Но еще более значимым было то, что на двух сторонах печати одновременно появились и Георгий Победоносец, побеждающий змея, и двуглавый орел – эмблемы, до той поры существовавшие на Руси совершенно независимо друг от друга. Впоследствии они будут объединены в Государственном гербе. 

Согласно церковному канону в любом виде искусства Руси этого времени святой Георгий-драконоборец имеет типичные характерные признаки: над головою – нимб, левая рука согнута и придерживает конские поводья, копьем он поражает дракона в пасть; на святом длинные одежды, почти закрывающие ноги, отчего они кажутся короткими. На печати Ивана III – красновосковом оттиске – святой Георгий не столь каноничен: над головой его отсутствует нимб, волосы как будто стягивает широкая повязка, обе руки воина охватывают копье, которое поражает дракона не в глотку, а в шею.

Отсутствие канона в изображении Георгия Победоносца на печати Ивана III Васильевича и печатях последующих русских государей сделало Георгия в представлении русских людей «человеком на коне», «царем», если на всаднике красовалась корона.

После смерти в 1505 году Ивана III на троне воцарился его сын – Василий III Иванович, правивший до 1533 года. Василий III скреплял отсылаемые за рубеж грамоты золотой печатью «по образу и подобию» отцовской печати 1497 года.

 

В течение всего своего правления Иван Грозный использовал печать, образец которой создал его дед – Иван III, а затем применял отец, естественно, с соответствующей легендой. Кроме этой печати, Иван IV использовал еще целый ряд совершенно новых печатей.

   

Выдающимся историческим памятником времен Ивана Грозного является еще одна печать, неизменно привлекающая внимание отечественных и зарубежных историков, наиболее вероятная дата создания которой – 1577 год. По приказанию царя в 1564 году была изготовлена печать Ливонской земли (она скрепляла соглашение между Россией и Швецией). Композиция рисунка (двуглавый орел попирает лапами эмблемы, символизирующие присоединенные балтийские земли) такова, что не может вызвать сомнения в предназначении печати, которая должна была иллюстрировать успехи русского царя в Ливонской войне.

В Смутное время Лжедмитрий I, став в 1605 году русским царем, использовал матрицу печати 1577 года, запечатывая письма польскому магнату Ю. Мнишку. 

   

В 1613 году Земским собором был избран первый царь из рода Романовых Михаил Федорович. При немдвуглавый орел с Драконоборцем на груди получил «прибавление»: над головами орла, увенчанными коронами, появляется третья корона. О дате «прибавления» сообщалось в грамоте, отправленной из центра воеводе Туринска И. И. Баклановскому в феврале 1625 года. В ней шла речь об изменении царской печати: она делалась по размерам большей, нежели прежняя, ибо «на прежней печати… Государское титло описано было не сполна; ныне перед прежнею печатью прибавлено на печати в подписи, в… Государственном именованьи: Самодержец;…и ныне…над главами у орла коруна».

По материалам сайта oldru.com

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=147

Из истории печатей (часть 7)

Найдена страховая печать прошлого столетия

В здании управления Тымовского почтамта после проведения реконструкции была обнаружена страховая почтовая печать

Как рассказала заместитель начальника почтамта Наталья Помазан, печать использовалась при опечатывании писем и мешков для корреспонденции. На печати сохранилось изображения герба СССР и надписи "Дербинское Скотовод". Дербинское - так прежде назывался поселок Тымовское с 1880 по 1949 годы по фамилии унтер-офицера Дербина, убитого каторжанами за жестокость. Учитывая все исторические моменты, найденная печать могла использоваться, скорее всего, в 20-40-е годы прошлого столетия.

Находка выполнена из латуни, и на ней еще очень хорошо сохранились остатки сургуча, который, кстати, уже не применяется на почте. Раритет пополнит музейную экспозицию почтового музея. Здесь уже собрано более 400 экспонатов, рассказывающих об истории почты на Сахалине, сообщает пресс-служба УФПС.

По материалам информационного агентства Sakh.com

источник:http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=145

Из истории печатей (часть 6)

На раскопе в Великом Новгороде найден уникальный инструмент для изготовления печатей

На встрече, приуроченной к завершению работы на Троицком раскопе в 2011 году, новгородские археологи поделились результатами своей работы. В этом сезоне в Новгородской области было сделано более 5 тысяч индивидуальных находок, причём некоторые артефакты найдены на охранных раскопах, то есть предполагаемых под строительство.

В частности на раскопе на улице Добрыни найден уникальный инструмент для изготовления средневековых печатей – клещи для оттиска.

Для примера, всего древнерусских печатей найдено 6 тысяч и только один инструмент, в Византии 70 тысяч печатей и 3 инструмента для их изготовления.

«Редкость и уникальность находки объясняется тем, что после смерти или схода с политической арены средневековья той или иной значимой личности, его печати уничтожались, чтобы не допустить фальсификации», - пояснил Пётр Гайдуков, заместитель начальника Новгородской археологической экспедиции.

Надпись на одной из двух губ (отпечатывающих поверхностях инструмента) удалось расшифровать - «Печать Есифова», на второй поверхности читается только буква «п». По мнению учёных, при дальнейшей расшифровке может быть удастся расшифровать текст на второй стороне как «посадника новгородского». Дело в том, что в летописях зафиксирована фигура Есифа Захарьевича, посадника и боярина с Прусской улицы, расположенной недалеко от раскопа. Дальнейшие исследования продемонстрируют, совпадают ли эти две личности или нет. 

По материалам информационного агентства «БалтИнфо» и газеты «Новгородские ведомости».

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=143

Из истории печатей (часть 5)

Личные печати античного мира

Энциклопедист Плиний Старший сохранил легенду о том, что первая печать античного мира была вырезана на кусочке Кавказской скалы, к которой был прикован Прометей, а оправа ее сделана из металла цепей, удержавших титана.

«Мифы сообщают, что начало печатей восходит к Кавказской скале и фатальному велению Судьбы об оковах Прометея, что впервые тогда обломок этого утеса был оправлен железом и надет на палец: это стало кольцом, а то – печатью». По преданию, печать была дарована восставшему и наказанному титану при его освобождении самим Зевсом, чтобы он, таким образом, никогда не был свободен ни от скалы, ни от приковавших его цепей.

По-видимому, в древности по этому описанию повторялись «печати Прометея», и как редкие талисманы их носили поклонники титана, творца первого человека и благодетеля рода людского. Не об этом ли говорит этрусская гемма V в. до н. э., хранящаяся в Эрмитаже. Это сердоликовый скарабей, на плоской стороне которого вырезана печать – сцена с изображением Гефеста, приковавшего Прометея к скале.

На этрусском бронзовом зеркале этого же времени, хранящемся в Кракове, а до того входившем в коллекцию Люсьена Бонапарта, изображена сцена освобождения Прометея Гераклом и Кастором. Кастор протягивает титану круглый предмет, как считают – перстень. У античных историков нередки описания печатей выдающихся людей. Особенно известен рассказ о печати самосского правителя Поликрата. Мы знаем, что перстень был работой известного мастера Теодора Самосского. На нем была изображена лира (по другой версии – это было не резное изображение, а природное), а материалом послужил сардоникс. Поликрат настолько ценил печать, что когда он должен был расстаться с самым дорогим для него предметом, он, по преданию, выехал в море и бросил перстень в волны. Этой добровольной жертвой царь хотел обмануть Судьбу, всегда благоволившую к нему. Но на утро во дворец явился рыбак, преподнесший для царского стола огромную рыбу, и в ее желудке была обнаружена эта печать! Еще в I в. печать Поликрата хранилась в Риме в храме Согласия, куда эту реликвию даровала императрица Ливия.

Историки часто упоминают печати Македонских царей – Филиппа II и его сына Александра Великого, но ни разу не сообщают, что на них было вырезано. Курций Руф пишет, что, победив Дария, царя Персии, Александр стал опечатывать письма, посылавшиеся в Европу, своим перстнем, а письма, предназначавшиеся для Азии, - печатью Дария.

В Британском музее хранится золотой перстень с изображением Ники, сооружающей победный трофей: она прибивает щит к стволу дерева. На перстне надпись: «Из принадлежащего царю».

На рубеже XX в. А. Фуртвенглер высказал предположение, что этот перстень – дар Александру от сподвижника его отца Пармениона. Царь Понта Митридат VI возводил свое происхождение к Александру. Как реликвии хранил Митридат военный плащ и доспехи своего прославленного предка, некогда завоевавшего мир, и облачался в них в особо торжественных случаях.

Следовательно, не будет ничего удивительного в предположении, что «царь», упомянутый в надписи на лондонском перстне, - Александр. Видимо, это и есть его печать.

Курций Руф, римский писатель I в., говоря о печати царя Дария, которую использовал Александр в своих сношениях с завоеванной Азией, употреблял слово «перстень (кольцо)». Но нет сомнения в том, что печать персидского царя имела форму каменного цилиндра на подвижной дужке. В Британском музее хранитсяпечать царя Дария I (521 -455 гг. до н.э.) именно такой формы. Царь изображен в охоте на львов. В Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве хранится халцедоновый цилиндр с трехъязычной надписью: «Я – Артахшатра, Великий царь». Это печать царя Артаксеркса I (495 -425 гг. до н. э.). Царь изображен в сопровождении трех пленников. И, наконец, в Эрмитаже хранится еще одна халцедоновая печать цилиндрической формы с юга России. Царь Артаксеркс II (404-358 гг. до н.э.) изображен здесь также как победитель врагов.

Оттиск личной печати персидского царя Дария I

Печать Дария Первого

На печати Пирра, эпирского царя, были изображены Аполлон и девять муз. Один из полководцев Александра, Селевк Никатор, основатель династии Селевкидов, на личной печати имел изображение якоря, которое повторялось на селевкидских монетах.

При македонском дворе Филиппа II родилась легенда, что царица Олимпиада родила Александра от Зевса, являвшегося ей в виде огромной змеи. А матери Лаодике во сне явился Аполлон и подарил ей печать с изображением якоря. Наутро в ее постели нашли этот предмет, а у родившегося сына на бедре оказалось также изображение якоря, словно оттиск печати, причем этот божественный знак передавался его сыновьям и внукам. На печати Суллы была изображена сцена пленения царя Югурты. На монетах, выпущенных его сыном, воспроизводилась эта сцена с отцовой печати.

Монета с изображением сцены передачи Югурты (справа) Бокхом (слева) Сулле (в центре). Отчеканена Фаустом Корнелием Суллой

Гней Помпей на своей печати имел изображение трех трофеев. Они сопровождались надписью: Felix, Faustus, Venustus (т.е. удачливый, счастливый, прекрасный). Они тоже были воспроизведены на монетах этого времени. Если повторение печати на монетах можно легко объяснить задачами политической пропаганды, то как быть с воспроизведением и копированием самих личных печатей? В Греции по закону Солона резчик, раз продав печать, не имел права оставлять у себя копию и продавать ее другому лицу.Видимо, традиции патроната и клиентелы, сильные в Италии, заставляли пренебрегать этим дальновидным запрещением. В Эрмитаже хранится гемма с повторением печати Помпея Великого. Наличествуют три трофея и три эпитета удачливого военачальника. На личной печати диктатора Юлия Цезаря было вырезано изображение вооруженной Венеры. Мы имеем ее повторение не только на монетах, но и на множестве гемм и литиков. Венера-Победительница не только была гарантом побед Цезаря в качестве покровительницы рода Юлиев, но и обосновала его политические притязания на верховную власть, так как была мифической праматерью всего римского народа («рода Энеева мать» - по Лукрецию). Нам не известна печать триумфира Марка Антония. Но мы знаем, что он позволял своим легатам прикладывать ее к документам в свое отсутствие. Печать царицы Клеопатры VII описана в эпиграмме поэта Антипатра:

«Я – опьянение Мете, которую умные руки
На аметист нанесли, что опьянению чужд.
Но обладает печатью сама Клеопатра, и даже

Трезвость на этой руке стать опьянением должна».

Сохранились несколько воспроизведений утраченной печати царицы. Одно из них – созданное италийским резчиком Авлом – хранится в Эрмитаже. Оно могло принадлежать или участнику Тиаса «Неподражаемых», организованному Антонием и Клеопатрой, или просто – одному из сочувствующих.

Император Август в течении своей жизни сменил три печати. Первая несла изображение сфинкса, вторая – портрет Александра Великого, третья – портрет самого императора. Плиний Старший пишет:«Божественный Август вначале печатал сфинксом. Он нашел среди колец своей матери два таких сфинкса, неотличимых по сходству. Одним из них… в отсутствие его самого его друзья ставили печать на тих письмах и указах, которые необходимо было по обстоятельствам составлять от его имени, и получавшие их шутили не без остроумия, говоря, что этот сфинкс задает загадки… Впоследствии Август, чтобы прекратить злословие по поводу сфинкса, стал ставить печать с изображением Александра Великого… Диоскурид воспроизвел с исключительным сходством изображение божественного Августа, которым последующие принцепсы ставят печать».

Все эти печати императора Августа воспроизведены на его монетах и во множестве повторений – в геммах и литиках его времени. Считается, что золотой перстень со сфинксом, по преданию найденный в Мавзолее Августа и хранящийся во Флоренции, и есть печать императора. Но это – только ее повторение II в. н. э.

После победы над Антонием и Клеопатрой Август, подобно Александру, становится властителем Востока. Смена печати получает особый смысл. Известно, что в Александрии, когда Августу после посещения могилы Александра было предложено осмотреть могилы Птолемеев, он ответил, что хотел видеть царя, а не мертвецов!

Еще одна черта, роднившая Августа с Александром Великим, - и тот и другой были сыновьями бога, одни по рождению от Зевса, подтвержденному оракулом Амона, другой – по усыновлению Цезарем («дивус Юлиус»). Это обстоятельство («divi Julii filius») часто подчеркивалось на его монетах.

Ганс Инстинский считает, что Август выбрал для своей печати портрет Александра в львиной маске Геракла.

В 23 г. до н.э. Август сильно заболел, казалось, что его положение критическое. Как и некогда Александр, он назначает наследника (зятя Марка Агриппу) и вручает ему свою печать. По выздоровлении императора резчик Диоскурид выполняет третью печать Августа, с его портретом.

Тиберий в качестве наследника в 14 г. н.э. получил эту третью печать, и ею обладали его преемники до Траяна и Адриана. В протоколах коллегии жрецов – «Арвальских братьев» - читаем по поводу голосования при выборах: «таблички опечатаны печатью с изображением головы Августа…» Но в одном случае (в 118 г.) «таблички опечатаны печатью с изображением Марсия и Олимпа, играющих на сиринге». Это, видимо,личная печать Траяна. Адриан, подобно Августу, имел на своей печати собственный портрет.

Император Коммод для личной печати выбрал экстравагантный сюжет – на ней была представлена его возлюбленная Марция в виде амазонки. Император, желавший прослыть новым Гераклом, по-видимому, хотел, чтобы в его возлюбленной видели Ипполиту, царицу амазонок.

В новое время правители и иерархи церкви восприняли обычай употребления личной печати. Для нее они нередко использовали античные геммы. Так, у Карла Великого одна печать имела изображение Сераписа. Другая – портрет Марка Аврелия, в котором тогда видели образ Иисуса Христа, так как надпись вокруг была следующей: «Christe, protege Carolum, Regem Francorum».

Источник: "Сфрагистика и история культуры. Сборник научных трудов, посвященный юбилею В.С. Шандровской"; автор статьи: О. Я. Неверов, Спб 2004
 

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=118

Из истории печатей (часть 4)

История китайских печатей

«Пожалуйста, распишитесь и скрепите подпись своей печатью!» - такую фразу можно нередко услышать в повседневном быту китайцев. Личная печать требуется для получения денег в банке или заказного письма на почте, она необходима для заключения контрактов и при движении официальных бумаг. С глубокой древности и по сию пору, в высоких административных сферах и в частном обиходе, в делах весьма важных и совсем незначительных печать в Китае служит для выражения доверия и согласия.

Печать в Китае больше, чем печать

Китайские печатиРезьба печатей традиционно считается одним из четырех уникальных китайских искусств, составляющих культурное наследие Поднебесной наряду с живописью, каллиграфией и поэзией. Красный оттиск китайской печати – это не только подпись или знак, но и предмет эстетического созерцания, прикосновение к «явлениям Востока».

История китайских печатей восходит к доисторической династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. Искусство резьбы печатей получило расцвет 22 века назад во время династии Цинь. Тогда китайцы начали вырезать свои имена на домашней утвари и документах (из дерева или бамбука), для того чтобы обозначить принадлежность их к тому или иному хозяину. Потом появилась гравировка персональных имен на кости, нефрите или дереве - собственно то, что сейчас подразумевается под китайскими печатями.

Как и в других странах, печати в Китае использовались как официальными лицами или институтами, так и частными лицами. Начиная с Эпохи сражающихся царств (475-221 вв.до н.э.) печать стала непременным атрибутом назначения императором или князем какого-либо чиновника на какой-либо пост. Печать олицетворяла собой должность и власть. Частные лица использовали печати для удостоверения письменных документов или просто как символ удачи и процветания владельцев.

Печать как атрибут статусаКитайские печати

Для изготовления печатей в Китае обычно используется камень, дерево или кость. Но особые ценители и эстеты предпочитают печати из драгоценных и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, а также из слоновой кости и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, в то время как ведомства уровнем пониже - деревянные. Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют иногда произведения искусства, так как украшаются различными фигурами. Особенно часто можно встретить фигуру льва - символ власти и процветания.

Мастерство китайской гравировки

Китайские печатиКитайская печать, как произведение искусства, включает в себя три аспекта: каллиграфию, композицию и гравировку. Мастер должен владеть всеми стилями каллиграфии, приемами компоновки и композиции, для того, чтобы на ограниченном пространстве разместить несколько сложных иероглифов и добиться высокого эстетического эффекта.

Для придания печатям большей изысканности, принято украшать их боковые поверхности разного рода надписями: например, пригодной для распева или декларирования поэтической строфой, отразившей интимные чувства мастера или запечатлевшей окружающий мир в момент завершения его работы; либо обычной надписью, сообщающей об имени резчика, месте, откуда он родом, дате изготовления печати.

Впрочем, обработкой рабочей поверхности печати дело не ограничивается. Художественный вкус и фантазия мастера находят свое воплощение в миниатюрном скульптурном навершии, которым украшается печать, или в изящном пейзажном наброске, выгравированном на ее корпусе. Большие выразительные возможности таятся также в умелом использовании природного цвета и оригинальной фактуры камня подчеркивании его естественной красоты, что придает печати еще большую художественную ценность.

Наблюдение за работой резчика печатей считается одним из популярных развлечений для китайцев.

Особенности примененияКитайские печати

Печать, только что вышедшую из рук гравера, китайцы прикладывают к подушечке с красящей пастой и затем делают оттиск на бумаге. Только после этого она готова к практическому использованию. Красная красящая паста является необходимым дополнением к самой печати; она изготавливается из киновари - соединения, в состав которого входит ртуть. Главными достоинствами красящего пигмента являются его интенсивность и блеск. Хорошая паста отличается сочным цветом, сохраняющим свои свойства на протяжении многих веков. Для пущей сохранности фарфоровую коробочку с красящей пастой помещают в деревянный футляр, чаще всего обитый шелком, дабы уберечь ее от случайных повреждений.

Особый статус печатей в Китае иллюстрирует тот факт, что им отводится особый раздел в музейных экспозициях, а в вузах по всей стране им посвящается особый курс. Китайская Ассоциация граверов выпускает собственные издания, устраивает лекции, семинары и выставки, поддерживающие интерес к этому чисто национальному искусству.

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=115

Из истории печатей (часть 3)

Резиновые печати. Как все начиналось.

Из книги Джонни К. Миллера и Лоури Томпсона 
«Альбом резиновых печатей»

Вас когда-нибудь интересовало происхождение резиновых печатей, или почему они резиновые? А известно вам, откуда появился термин «вулканизация»? Ознакомьтесь с увлекательной историей происхождения резиновой печати, как она берет начало в джунглях Амазонки и развивается вплоть до Гражданской Войны в Америке. Эта история связана с тремя мужчинами, которые заявили, что они являются создателями резиновой штемпельной продукции.

Много лет назад далеко в джунглях Шарль Мари де ла Кондамин - французский ученый и исследователь живописной Амазонки - и не подразумевал, что когда-нибудь могла бы быть такая вещь, как резиновая печать, когда отправил во французский институт в Париже резиновый шаблон со словом «Индия».

Но задолго до Кондамина испанские исследователи заметили, что некоторые индейские племена Южной Америки весело проводили время, играя мячом, состоящим из клейкого и прыгучего материала, но это не пробудило их научного интереса. Некоторые племена, прикрепляя к себе перья, использовали резину в качестве клейкого вещества; а так называемые «охотники за головами», которые увлекались татуировками, использовали сажу от резины, которую поджигали на огне. Они кололи кожу шипами и натирали сажей, чтобы добиться желаемого результата. В июне 1918 г. в статье «Новости штемпельного бизнеса» говорилось о том, что «резиновые печати производились сотни лет назад индейцами Южной Америки, чтобы делать образцы для нательных татуировок».

Этой версии не существовало, пока Сэр Джозеф Пристли, который открыл кислород, не обнаружил вещество, которое может стирать с бумаги следы от черного карандаша. В 1770 появилась новая идея стирать карандаш маленькими кубиками резины. К сожалению, это был товар дефицитный и дорогой, поэтому многие продолжали стирать свои помарки крошками хлеба. Резина перестала пользоваться спросом, когда попытки практически применить это вещество не увенчались успехом из-за его свойства превращаться в “отвратительную и зловонную” массу при смене температуры.

Новая эпоха в освоении резины началась с Шарля Мари де ла Кондамине. Узнав о неразрешенной проблеме резины, им овладела навязчивая идея разрешить этот сложный вопрос раз и навсегда.

Всю жизнь его считали ненормальным человеком. Оставив свой бизнес, он начал работать над проблемой на кухне своей жены, находясь там часами за приготовлением варева из резины и касторового масла, резины и перца, резины и соли, резины и еще Бог знает чего. Целыми днями он занимался экспериментами и в результате обанкротился, его даже заключили в тюрьму за невыплату долгов. Шарль продавал учебники своих детей в погоне за деньгами для своих экспериментов.

В 1839 г. Шарль случайно уронил немного резины, смешанной с серой, на плиту. Вместо того чтобы превратиться в клейкую массу, резина вулканизировалась. На следующий день она все еще была гибкой. Процесс соединения резины, серы и высокой температуры назван вулканизацией в честь Вулкана, римского бога огня. Вулканизированная резина теряла свою чувствительность. Это открытие послужило основой для большого количества практических применений резины.

В июне 1844 г. Шарль запатентовал свое открытие, после чего обратил обратил свою мощную энергию на поиск различных применений резины. В 1860 г. он умер с долгом в 200.000$. Его последние слова отразили смысл его жизни: «Я умираю счастливым, а другие могут стать богатыми».

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=114

Самонаборная печать Shiny R-5842

Самонаборная печать Shiny R-5842

Из истории печатей (часть 2)

Что такое сфрагистика?

Сфрагистика (от греч. sphragis - печать), сигиллография (от лат. sigillum - печать и греч. grapho - пишу) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

Начало этой дисциплине положил Мих. Гейнекций (1709 г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название «сфрагистика», Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденоург и др. Лучшие сочинения по С. за последнее время принадлежат Зейлеру, автору «AbrissderSphragistik» (Вена, 1884) и «GeschichtederSiegel» (Лиц., 1894).

Древнерусские вислые печатиПечатью принято называть как штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), - матрицы, так и оттиски их (на золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.). Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в Шумере, Египте и др.) и имела форму цилиндра (с изображениями и надписями), который прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения на неё отпечатка. Перстневая печать-щиток, оттискивавшаяся на воске и различных мастиках, характерна для античных времени. В средние века в государствах Западной Европы, Византии, на Руси были распространены так называемые печати вислые, которые оттискивались специальными матрицами на золоте (хрисовул), серебре (аргировул), свинце (моливдовул), воске, сургуче и т. д. и закреплялись на привешенном к документу шнуре. Приблизительно с 14-15 вв. вислая печать стала постепенно вытесняться односторонней прикладной, оттискивавшейся на воске и мастиках, а затем и с помощью красящих веществ. Эта разновидность печатей характерна и для настоящего времени. Местами (Ватикан) до 20 в. сохранялись вислые печати.

Сфрагистика cтала формироваться в 18 в. как отдел дипломатики, её цели ограничивалисьПерстень-печать Хильерика отца Хлодвигадатированием документа и установлением его подлинности (с помощью печатей на нём). С конца 19 в., когда в научный обиход были введены многочисленный печати, обнаруженные в результате раскопок и утратившие связь с документом (древнеегипетские, древне-вавилонские, древнеиндийские., парфянские, древнерусские и др.), начался новый этап в развитии сфрагистики, как дисциплины, изучающей историю формирования и развития древних государственных институтов на основе хронологической классификации совокупности печатей, четко выявляющих изменения государственного аппарата. Это новое понимание сфрагистики нашло отражение в трудах учёных Г. Шлюмберже (Франция), Н. П. Лихачева и др. Материалы сфрагистики - важные источники изучения прикладного искусства, геральдики, нумизматики, эпиграфики, ономастики, выяснения состава древних архивов. В СССР наблюдается заметный подъём сфрагистики, что вызвано значительным расширением её материалов в результате успешных раскопок в Новгороде и Пскове. Русская сфрагистика делится на два основных раздела: 

1) период бытования вислых металлических печатей (10-15 вв.); представлен главным образом обнаруженными в результате раскопок свинцовыми буллами (основные коллекции в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Новгородском музее);

2) период бытования прикладных печатей (с 15 в.). Русские печати 10-15 вв. использовались только представителями высшей власти и по своей принадлежности делятся на княжеские, епископские, посадничьи, печати тысяцких, наместников и т. д.

Особое развитие получили печати в Новгороде 12-15 вв. В результате их изучения получены важные данные для характеристики взаимоотношений князя и республики и выяснения главных этапов развития республиканской государственности (реформы конца 13 в., середины 14 в., начала 15 в.). С 15 в. сфера применения печатей расширилась (они стали использоваться частными лицами).  

Древнерусские вислые печатиФорма печатей была весьма разнообразна: они были круглые (древнеегипетские), овальные, продолговатые, треугольные, квадратные, шестиугольные и др. Цвет воска печатей различался по достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия. Патриарх константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным воском. Печатать голубым и лазоревым воском считалось привилегией в XVI и XVIIвв. На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам, надписи в форме наставлений, правил и др., изображения лиц владельцев и т. п.

Сфрагистические материалы составляют важную часть музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, Эрмитажа, Исторического музея и др. Новгородский музей-заповедник владеет богатым собранием печатей — около 1500 единиц, из которых 1000 — актовые печати Древней Руси. Эрмитаж — около 2000 единиц русских и западноевропейских печатей. Печати, гербовые и должностные знаки (более 8000 единиц) находятся в отделе Нумизматики ГИМ.

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=113

Из истории печатей (часть 1)

Печати на Руси: от Рюриковичей до Романовых

Истоки древнерусской печати теряются в первых веках отечественной истории, когда князья династии Рюриковичей, подражая Византии, ввели в употребление металлическую печать, на которой изображался родовой символ - двузубец с греческим именем правителя. Такие печати могли скреплять международные договора. Крещение Руси привнесло в делопроизводство христианскую символику.

Домонгольский период - это расцвет княжеской печати и епископской буллы. Русские архиереи изображали на своих печатях Божию Матерь и надпись, где указывалось их имя и занимаемая кафедра. Эти печати утверждали не только личную переписку, но и дарственные документы, в которых князь или епископ жаловали лицам, или корпорациям привилегии или имущество.

Ситуация существенно меняется в XIV-XV веках. В это время на Севере Руси оформляется частная собственность на землю, что активизирует финансовые потоки. Самым распространенным типом печати становятся анонимные буллы, где изображения Богородицы соседствуют с Голгофским крестом на подножии. Ряд таких печатей сохранился при документах. Все они - завещания, купчии, дарственные, сдельные, т. е. документы, фиксирующие отношения в поземельной сфере и области финансово-имущественного права.

Статус печатей в древней Руси

Печать была не только «скрепой» документа, утверждавшей этот акт и придававшей ему юридическую силу. Она свидетельствовала о подлинности самого документа, а в случае предъявления была символом власти и должностных полномочий. Изображения на печатях были строго регламентированы и связаны как с именем владельца, так и с занимаемой им общественной или государственной должностью. Вследствие этого сама печать была известна и опознаваема теми, чья судьба была связана с документом.

Регламентации подлежали даже материал и цвет шнурка, на котором висела печать. Правда, попытки подделать печати, несомненно, бывали. За это полагалось наказание кнутом, что и предусматривало Соборное уложение 1649 г.

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=112

  << пред   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   след >>

Полный ассортимент штемпельной продукции высочайшего качества