г. Москва, проезд Ольминского дом 3А, стр.3 | axioma@axioma-ooo.ru

Каталог
Поиск
Блог / Новости
Голосование
Что Вы цените больше всего в оснастке:

Блог / Новости RSS 2.0

С НОВЫМ ГОДОМ 2016 !!!

Дорогие наши партнеры и клиенты, поздравляем Вас с наступающим Новым Годом! Пусть он принесет Вам больше радости, счастья, добра и света! Коллектив ООО "Аксиома"

Из истории печатей часть 35

Печать ставить некуда...

Печать. Всем знаком этот символ, мы сталкиваемся с ним постоянно - на различных документах. Интересно, сколько печати лет? Несколько тысячелетий!

Очевидно, прямым предшественником этого символа законности (и бюрократии) следует считать старинные перстни, которые на самом деле были своего рода мини-печатями.

Ведь некогда именно вырезанные на них надписи правители и вельможи отпечатывали на воске или сургуче, удостоверяя, таким образом, и свою собственную подпись, и нерушимость "пломбы", и легитимность документа.

Кто не слыхал историю о могучем волшебнике-джинне, который тысячи лет прозябал на дне морском только потому, что пробка на сосуде, в котором он находился, была запечатана чудесным перстнем царя Соломона?

Собственно, отголосок подобного действия слышится и современном русском слове "запечатать". Между прочим, давнее предание сохранило имя думского дьяка Ивана Грамотина, который с помощью перстня, подобного Соломонову, умело загонял в тупик различную нечистую силу.

У гроба Александра Македонского, по словам историков, его сподвижники спорили о том, кому он завещал "свой перстень и свое царство".

Считается, что первые печати появились на Востоке, в древнем Египте и Вавилоне. Их появление было связано с бурным развитием торговли. Печатями скреплялось оформление первых торговых договоров.

Хотя есть предположения, что что-то подобное печатям (типа отпечатков и оттисков человеческих рук и стоп) использовалось еще в период каменного века - для идентификации собственности.

(Кстати, известное всем выражение о женщине легкого поведения "Да на ней печать ставить некуда" означает по своей сути некую вещь, у которой было так много владельцев, ставивших подтверждение о собственности в виде печати, что пустого места было не найти.)

Чтобы отпечаток был заметен, привлекал внимание посторонних, в древние времена использовались природные красители.

При производстве современных печатей и штампов используется специальная штемпельная краска, которая выполняет, по сути, ту же роль.

Несколько модернизировали изготовление печатей кочевники, которые использовали прообразы печатей как особые родовые знаки. Ими использовались повсеместно, отмечая как движимое, так и недвижимое имущество племени.

С их помощью решались все вопросы о правах собственности или пересечении границ. Танги - именно так назывались прообразы современных печатей и штампов - наносились на тела скота, на поверхности межевых столбов и других разделительных объектов.

С появлением первых империй печати приобрели особое значение, стали одним из главных атрибутов власти, получили законное обоснование.

В те времена изготовление печатей заключалось в нанесении рельефных рисунков и изображений на специальные камни, затем дерево и другие материалы.

Впоследствии подобные печати становились родовыми обозначениями и передавались из поколения в поколение. Таким образом и появились первые фамильные печати, которые, в основном, представляли собой изделия ювелирной работы, т.е. перстни-печатки.

С каждым новым поколением к изображению печати добавлялись новые витки, узоры или символы. А изготовление печатей становилось все более тонким делом, которое требовало высокой квалификации.

По этой причине сделать печать могли себе позволить только знатные или богатые семьи или кланы. Для простого и бедного люда печати и штампы не предназначались.

Очень интересна история печатей в Китае. Первые китайские печати выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах.

Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников.

Причем потеря печати чиновником строго наказывалась: чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить.

Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати полежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей строго каралась ссылкой, а иногда и смертной казнью.

Интересным моментом в истории печатей древнего Китая стало то, что печати здесь постепенно превратились в настоящее произведение искусства и является таковым до наших дней.

Производство печатей ставили наравне с искусством каллиграфии, живописи или поэзии. Мастер, изготавливающий печати, должен был обладать многими незаурядными умениями.

Он должен был знать и следовать законам композиции, быть прекрасным каллиграфом, а также мастером гравировки. Не допускалось никакое отклонение от общепринятых канонов: мастер должен был на ограниченном пространстве печати изобразить несколько иероглифов, разместив их по законам композиции, чтобы достичь максимального эстетического эффекта.

Именно поэтому древние китайские печати были отнесены к культурному наследию Китая, а имена мастеров вошли в историю.

Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни.

Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.

На китайских печатях, в основном, гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа - печать первого императора Китая Цинь Шихуанди.

Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал "По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо". А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

Еще одна страна, где печати использовались очень широко и имели важнейшее значение (причем не только у правителей или чиновников) - это Древняя Русь. Одно из первых упоминаний о печати на Руси относится к Х в.

Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы.

Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты.

Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности древнерусских послов и купцов. Нет однозначного мнения о том, что же это были за печати.

Некоторые исследователи полагают, что это были пластины или бляхи, которые вешались на шею, но большинство все же считает, что печатями, также как и в Европе, служили перстни.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений.

В Новгороде археологи обнаружили деревянные цилиндры, датированные 70-м г. Х в., на которых были изображены княжеские знаки или надписи "княже".

Эти цилиндры могли подобно замкам закрывать мешки с пушниной и различные сосуды, как правило, с серебром, для того чтобы дань, принадлежащую князю, никто не мог вскрыть по пути.

Постепенно вид и назначение печатей менялись и во времена русского Средневековья печатями служили круглые металлические предметы с изображениями на обеих сторонах.

Такие печати назывались "буллы", а древнейшей считается печать князя Святослава Игоревича, на которой изображен знак Рюриковечей - трезубец (ок. 945-972).

Постепенно печати стали применяться для скрепления или запечатывания документов, они заменяли подписи князей, которые выдавали жалованные грамоты или заключали договора с другими князьями или государствами.

Именно такие печати изучает историческая наука сфрагистика ("сфрагус" в переводе с греческого означает "печать") или сигиллография ("силллум" - "печать" в переводе с латыни).

Сфрагистика выросла, прежде всего, из дипломатики, т.к. для исторического исследования печатей важно то, как они выглядят. Именно по ним можно определить, к какому историческому периоду принадлежит тот или иной документ.

Так как во все периоды развития общества использовались совершенно разные печати по форме и содержанию символов.

Что касается способа нанесения штампа, то изображение тиснением было известно очень давно. Гончары ставили свое клеймо печаткой на изготовленных ими изделиях из глины.

А вот купцы при запечатывании кувшинов с товаром ставили на его пробке свой знак. При русских князьях имелась должность Хранителя печати, который и отвечал за заверение различных документов и писем.

Ученые разделяют печати на две группы по способу скрепления ими документа. Первая группа - это т.н. вислые печати.

Они были оттиснуты специальными щипцами и привешивались на шнурках к документу. Вторая группа - это прикладные печати, которые были оттиснуты различными штампами, в том числе перстными.

На Руси на протяжении почти пяти столетий пользовались вислыми металлическими печатями по образцу византийских. Они изготавливались из свинца, серебра, серебра с позолотой или даже золота.

В середине же XI в. начинают возникать печати "греко- русского" типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой имелась греческая благожелательная надпись.

Большинство князей пользовались печатями, на обеих сторонах которых изображались святые. Это объясняется тем, что у князей, как правило, было два имени - мирское (светское) и данное при крещении.

Изображения двух святых на лицевой и оборотной стороне печати указывало на христианское имя и отчество князя. Мирское же имя, как правило, употребляли в летописях.

Кроме князей печати или "буллы" имелись у церковных иерархов - митрополитов и епископов. Также они были у представителей администрации князя.

Со времен древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых "булл", которые были найдены археологами.

Двуглавый орел на государственных печатях появился при Иване III, известном объединителе русских земель. На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной - двуглавый орел. Этой печатью пользовались на протяжении XVI-XVIII вв.

В самом начале своего правления Петр I использовал старые печати, оставшиеся ему "по наследству" от его предшественников, а затем приказал вырезать несколько новых.

Новые отличались расположением гербов на крыльях орла и наличием цепи ордена Св. Андрея Первозванного. Любопытно, что для новых печатей была характерна краткость титула.

В 30-е гг. XVIII в. императрица Анна Иоановна пригласила в Санкт-Петербург знаменитого европейского гравера Иоганна Гендлидера, который вырезал новую государственную печать с могучим двуглавым орлом.

Эта большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу и выполненная в высокохудожественной манере, служила русским царям более ста лет - до конца царствования Николая I.

Также государственный герб появился и на печатях государственных учреждений и ведомств. По велению Екатерины II в каждом городе была учреждена своя печать, на которую помещалось изображения герба города.

Созданное в 1917 г. Временное правительство поместило на свою печать двуглавого орла, но без короны, скипетра и державы и без всадника.

Новое советское государство, естественно, отказалось от старых символов. Работа по созданию новой печати была начата в 1918 г. и в качестве изображения была выбрана эмблема "Серп и молот".

Все органы власти должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема "Серп и молот".

Источник: Полиграфычъ

Из истории печатей: факсимиле

Образцы подписей предоставлены Государственным Историческим музеем.

Изображение

Цесаревич Алексей Николаевич
(1904—1918 гг.)
Цесаревич, наследник Российского императорского престола, пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны. Был расстрелян вместе со всей императорской семьёй в 1918 году. Канонизирован как страстотерпец.

Изображение

Император Николай II
(1868—1918 гг.)
Последний из императоров династии Романовых, четырнадцатый император Всероссийский (с 1894 по 1917 год). Его правление пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации. Был расстрелян большевиками вместе с семьёй. Канонизирован как страстотерпец.

Изображение

Великий князь Сергей Александрович
(1857—1905 гг.)
Пятый сын Александра II, супруг преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Участник русско-турецкой войны 1887—1878 годов, с 1896 года — командующий Московским военным округом (генерал-лейтенант). Состоял президентом, председателем и членом многих научных обществ и благотворительных организаций.


Изображение

Император Александр III 
(1845—1894 гг.)
Тринадцатый император Всероссийский (с 1881 по 1894 год). В историографии был удостоен особого эпитета — Миротворец. Провёл курс контрреформ, также издал Указ о строительстве Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали). Стал предпоследним императором России.


Изображение

Император Александр II
(1818—1881 гг.)
Двенадцатый император Всероссийский (с 1855 по 1881 год). Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ — земскую, судебную, военную и т.д. Вошёл в историю как Александр II Освободитель. Погиб в результате террористического акта в день, когда ехал подписывать Конституцию.


Изображение

Император Николай I
(1796—1855 гг.)
Одиннадцатый император Всероссийский (с 1825 по 1855 год). Его правление было ознаменовано восстанием декабристов 14 декабря 1825 года, Кавказской войной (1817—1864 гг.), Русско-персидской войной (1826—1828 гг.), Русско-турецкой войной (1828—1829 гг.) и Крымской войной (1853—1856 гг.).


Изображение

Император Александр I
(1777—1825 гг.)
Десятый император Всероссийский (с 1801 по 1825 год). В историографии был удостоен особого эпитета — «Благословенный». В начале правления провёл умеренно либеральные реформы. После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813—1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса (1814—1815 гг.) и организаторов Священного союза.


Изображение

Император Павел I
(1754—1801 гг.)
Девятый император Всероссийский (с 1796 по 1801 год). Планировал водворение в России под эгидой самодержавия строго законного управления, ограничение прав дворянства, введение строжайшей дисциплины. Внешняя и внутренняя политика отличались непоследовательностью.


Изображение

Императрица Екатерина II
(1729—1796 гг.)
Восьмая императрица Всероссийская (с 1762 по 1796 год). Период её правления получил название «золотого века» Российской империи, а Сенат преподнёс Екатерине II эпитет «Премудрой Великой матери Отечества». Стала единственной из русских правительниц, удостоившихся, как и Пётр I, эпитета «Великая».


Изображение

Императрица Елизавета Петровна
(1709—1762 гг.)
Российская императрица, дочь Петра I Великого и Марты Скавронской (будущей Екатерины I). После брака родителей носила титул цесаревны. В период её правления, в 1755 году был открыт Московский университет, основана Академия художеств, созданы выдающиеся памятники культуры. Способствовала восстановлению роли Сената, отменила смертную казнь, ликвидировала внутригосударственные таможни.


Изображение

Императрица Анна Иоанновна
(1693—1740 гг.)
Четвёртая императрица Всероссийская (с 1730 по 1740 год). Вторая дочь царя Ивана V (соправителя Петра I) от Прасковьи Фёдоровны. После смерти Петра II была приглашена на российский престол Верховным Тайным Советом как монарх с ограниченными полномочиями, но забрала всю власть, разогнав Совет. Время её правления получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Иоганна Бирона.


Изображение

Императрица Екатерина I
(1684—1727 гг.)
Российская императрица с 1721 года как супруга царствующего императора Петра I Великого. После смерти императора была коронована на престол. С 1725 по 1727 год — вторая императрица Всероссийская при фактическом управлении государством Александром Даниловичем Меньшиковым. Мать императрицы Елизаветы Петровны.


Изображение

Князь Александр Данилович Меньшиков
(1673—1729 гг.)
Российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра I, после его смерти в 1725—1728 году являлся неофициальным правителем России. Был удостоен титула светлейшего князя, также стал единственным русским дворянином, получившим титул герцога. Князь Римской империи, первый член Верховного Тайного Совета Российской Империи, первый российский сенатор. Генерал-фельдмаршал, при Петре III — генералиссимус морских и сухопутных войск.


Изображение

Император Пётр I
(1672—1725 гг.)
Пётр I Алексеевич — тринадцатый царь Руси и первый император Российской империи. В историю вошел под именем Пётр Великий. Один из самых выдающихся государственных деятелей в мировой истории, определивший направление развития России в XVIII веке. В настоящее время сохранилось лишь небольшое количество образцов почерка великого императора.


Изображение

Царь Михаил Фёдорович
(1596—1645 гг.)
Государственный деятель, первый русский царь из династии Романовых, родоначальник династии. В 16-летнем возрасте был избран Земским собором на царствование, венчание на царство состоялось 11 июля 1613 года. В период его царствования был подписан Столбовский мирный договор 1617 года, положивший конец русско-шведской войне, прекращена война с Польшей (1634 г.), а также возобновлены отношения с иностранными державами.

Вы так же можете заказать свое факсимиле : http://www.axioma-ooo.ru/site/index.php?


Источник: Полиграфычъ

Из истории печатей часть 34

СЕРДОЛИКОВЫЙ ПЕРСТЕНЬ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

У А.С.Пушкина был сердоликовый перстень, подаренный ему графиней Е.К. Воронцовой. Он считал его своим камнем талисманом и носил постоянно на указательном пальце. Только перед смертью он снял его и подарил поэту В.А.Жуковскому. Потом перстень перешел по наследству к сыну Жуковского, который в свою очередь подарил его И.С. Тургеневу.

Тургенев хотел, чтобы этот перстень переходил от одного великого писателя к другому как знак отличия. Но Полина Виардо в 1887 году, понимая ценность реликвии, передала сердоликовый перстень в Пушкинский музей Александровского лицея (так назывался в то время Царскосельский лицей). Само собой разумеется, что перстень из этого натурального камня был украден из музея в годы революции. Его судьба остается тайной.

Однако, по оттискам, которые были сделаны на воске и сургуче в лицее, удалось прочесть надпись. Предположительно камень в перстне имел восьмиугольную форму. На нем грубо вырезана древнееврейская надпись, оформленная снизу и сверху орнаментом. Текст такой: «Симха, сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память». (С. Гуаль «Драгоценные камни»). Хотя ряд ученых сомневается в достоверности перевода. Симха — это ведь еще на иврите и «Радость».

Специалисты определили этот натуральный камень как сердолик. По предположениям, он найден на коктебельском побережье, откуда, видимо, и попал к Е.К. Воронцовой. По свидетельствам современников, у графини было несколько сердоликовых перстней, одним из которых она и запечатывала свои письма к Пушкину.

Изображение

Изображение

Источник Полиграфычъ

Из истории печатей часть 33

ДЕНЕЖНЫЕ ПРОТОКОЛЫ: ВЗГЛЯД ИЗ ДРЕВНОСТИ

Время действия: пять тысяч лет назад; место действия: храм богини Инанны в древнем Ниппуре (в наше время — Ирак). Вы нервно меряете шагами келью, доверху заваленную, но не кипами бумаг, а грудами глиняных дощечек. Вам страшно. Вы доверили ценный груз из овец, ячменя и пива кучке чужеземных моряков торговцев. Эти чумазые морские бродяги отнюдь не похожи на верных почитателей богини Инанны и великого бога Энлиля, которым вы служите…

Работа моряков, как и весь смысл операции, заключается в том, чтобы доставить доверенные им товары в Персидский залив, через море, в Мохенджо-Даро, в долину реки Инд (современный Пакистан). Груз нужно передать вашему старому другу, верному прислужнику богини Инанны, который продаст его местным — продаст за немалый вес серебра.

А вдруг, эти морские бродяги проголодаются и съедят овец и ячмень? Вдруг, они выпьют все пиво во время гулянки? Вдруг, они окажутся подлецами и отравят все товары, бросив тень на имя верного слуги великой богини? Вдруг, они окажутся ловкачами и разбавят пиво водой или перепродадут ваши высококлассные товары от имени своего собственного грязнолицего бога?

Вам не стоит так волноваться. Международная торговля пока еще не стала обыкновенным явлением, но у вас ведь есть решение: глиняный протокол.

Да, и нам нынешним, пять тысяч лет спустя, при наличии технологий с контролем вскрытия, тоже ни к чему волноваться. Случаи утраты или порчи товаров при пересылке все еще изредка происходят, однако значительно реже, благодаря технологичным и общепринятым протоколам — далеким потомкам той глины, что использовали наши предки. Применение цифровых аналогов печатей — это способ привнести в электронную коммерцию такие характеристики, как сохранность данных и защита от подделок.

Печати и оттиски

Печати из обожженной глины и прямоугольные штампы, Мохенджо-Даро, долина Инда 2 000 лет до н. э. Центральный знак на верхней печати, предположительно, означает дом или храм — символ часто встречается на печатях из долины Инда, как правило, вместе с изображениями рогатых божеств в йогических асанах. 

Изображение 

Сами печати изготавливали из прочных материалов, как правило, из камня, но иногда из фаянса, стекла, металлов, дерева или кости. Порой, в качестве материала печати использовали спекшуюся или обожженную глину. Греки и римляне широко применяли кольца-печатки, их рельефные детали отливали из металла или вырезали из драгоценных камней и отпечатывали на воске.

Профессиональные археологи различают «печати» — искусно вырезанные цилиндры и штампы, которые оставляют отпечатки, и сами «оттиски» — отпечатавшиеся на мокрой глине изображения, а также куски глины, на которых они выполнены. Глиняные оттиски делали на узлах, скрепляющих тюки с товарами, и на крышках плетеных корзин и керамических кувшинов, чтобы сохранить в целости содержимое. Поскольку у наших далеких предков не было надежных замков, глиняные оттиски оставляли также и на дверных защелках, чтобы опечатать помещение. Способ защиты, применяемый в данном случае — обеспечение неопровержимых свидетельств взлома, в виде нарушенной упаковки или разбитого оттиска.

Рельефный рисунок печати, как правило, был вогнутым, в результате чего оттиски получались выпуклыми, но встречались и вариации. Для создания отпечатка, вначале пластину из влажной глины помещали поверх пробки кувшина или обода корзины, или узла на веревке, крепко стягивающей тюк с ценным грузом, или дверной щеколды. Затем на мокрую поверхность глины тщательно накладывали отпечаток. Шумеры часто использовали цилиндрические печати, дублируя отпечаток на всей поверхности глиняной пластины. Штампы часто использовали и для более мелких поверхностей. Затем оттиск высушивали на солнце.

Несмотря на то, что однажды высушенную глину можно снова размочить и нанести новый рисунок, разница будет хорошо заметна опытному глазу. Даже если бы злоумышленники восстановили поврежденную упаковку контейнера, узел или замок и заменили сломанную печать новым оттиском, идентичным по содержанию, им все равно не удалось бы обмануть дотошного инспектора и скрыть факт кражи, поскольку оригинальная печать обладает уникальными особенностями рельефа, которые невозможно копировать. Оценив целостность оттиска и упаковки, опытный инспектор с большой долей точности мог определить, подвергалось ли содержимое непредусмотренным посягательствам.

Разница между случайной трещиной, полученной в результате падения или удара, и трещиной, образовавшейся в результате взлома вором или фальсификатором, для профессионала будет очевидна. В древние времена инспекторы, несомненно, были большими экспертами по части изучения оттисков и определения происхождения трещин. В любом случае, сломанная печать, равно как и поврежденная упаковка в наши дни, дает основания подозревать, что содержимое испорчено или утрачено. К тому же, подобные обстоятельства, указывают на факт мошенничества, и подразумевают потенциальное наказание для виновных.

Цилиндрическая печать (слева) и ее оттиск (справа) Царь Дарий Великий, Персия, 586-522 гг до н.э., с предметами вооружения.

Изображение

Самые ранние печати были обнаружены на территории Ирана, они датируются, приблизительно 5 000 до н. э. Впоследствии, благодаря этим находкам, археологи смогли удостовериться в наличии торговых отношений среди народов того периода, определить расстояния между найденными печатями и их оттисками, составить представление о сети торговых связей. Например, установлено, что торговые печати определенного вида выпускали на двух островах персидского залива, Бахрейн и Файлака. Товары с такими оттисками продавались по всей территории Ближнего Востока и впоследствии были обнаружены даже в таких отдаленных местах, как Сузы в Иране, Бактрия в Афганистане, Ур в Ираке, и Лотхал на западном побережье Индии. К 1750 г до н.э. другой распространенный вид печатей можно обнаружить повсюду от Испании до Микенской Греции и Марлика на берегу Каспийского моря. Они были сделаны из более дешевого материала — фаянса; их использовали мелкие торговцы.

Первые цилиндрические печати создала цивилизация, давно уже канувшая в Лету, — это были шумеры, населявшие Ниппур, Лагаш и другие города в долине Тигра и Ефрата, на территории, где расположен современный Иран. Они говорили на необычном языке, который не принадлежал ни к семитскоий, ни к индоевропейской языковым семьям. Но созданная ими письменность послужила основой для новой группы языков, на которых впоследствии говорили многие народы Ближнего Востока, и до сих пор говорят их потомки. Шумерский язык имел агглютинативный строй, как турецкий, финский, японский и дравидские языки. По всей видимости, шумерский был поздней версией языка, на котором говорили соседние племена — первые поселенцы долины Инда. Впоследствии, эти племена, подобно шумерам, сформировали отдельную цивилизацию со своим уникальным стилем печатей.

Современные носители дравидских языков рассредоточены по всему индийскому субконтиненту, их потомки встречаются на территории Афганистана, к ним относится многочисленная народность тамилы, проживающая на юге Индии. В древнем городе Хараппе, в долине Инда (на территории современного Пакистана) были найдены древние оттиски, сделанные при помощи печатей из шумерского Лагаша (современный Иран). С 3,600 г до н.э. в шумерских городах, а несколько позднее, и в прочих областях долины Инда стали появляться печати из редкой и ценной породы камня — из ляпис-лазури. Этот камень можно было добыть только в весьма отдаленных и труднодостижимых шахтах Афганистана.

Изображение

Для шумеров заключение торгового договора было частью религиозного ритуала. На Ближнем Востоке, надлом оттиска стал одним из важных этапов религиозного обряда, способного навлечь ужасающие магические последствия на того, кто нарушит печать в ненадлежащий момент или не имея на то права. Три тысячи лет спустя эти поэтические образы достигли поистине ужасающих пропорций в текстах христианского мистика Иоанна. Ужасная кара, ждущая того, кто сломит печать, не имея на то права, ярко описана в его Книге Откровений, где четыре сломленных печати на книге Священного писания влекут за собой явление четырех всадников Апокалипсиса.

6:1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
6:2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
6:5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: «иди и смотри!» Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий две чаши весов в руке своей.Тем временем, находится достойное этой задачи божество, которое начинает срывать печати, тем самым высвобождая всадников.
6:6 И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; но елея же и вина не повреждай!»

Вместо монет, вроде римских динариев, шумеры использовали тонкую проволоку и плоские слитки золота и серебра, которые взвешивали на точных весах. Помимо различия в расчетных единицах, в остальном, способ ведения торговли спутниками Апокалипсиса был бы вполне понятен древним шумерам.

Проволочное кольцо и проволочные деньги. Шумерское государство 2,500 до н. э.

Глиняные документы и конверты

Самые ранние документы, найденные историками, были составлены около 4 тысячелетия до н. э., в них говорится о пшенице и ячмене; эти документы скреплены печатью. Однако, археологам удалось обнаружить и гораздо более ранние артефакты, датируемые, приблизительно, 8 тыс до н.э. — это многочисленные глиняные фишки. В первой половине 20го века, археологи пребывали в поисках семантически значимых останков древней цивилизации, таких как статуи богов или таблички с законами Моисея, а потому не обратили должного внимания на эти кусочки глины, приняв их за пустячные мелочи: игральные фишки или дешевые бусины. Теперь нам известно, что эти фишки были праосновой важнейших для развития цивилизации, навыков: чтения, письма и счета.

Теперь вернемся к нашему торговцу, доверившему ценный товар команде мореплавателей. Не все товары можно запечатать в кувшине или комнате — например, стадо овец придется доверить в руки пастуха. А в некоторых случаях, возникала необходимость вскрыть товар в процессе транспортировки: например, на этапе таможенного досмотра. По этим причинам, появилась потребность в точной описи товара. Как же сделать такую опись, не имея письменности?

Долгое время в качестве счетного материала люди использовали камни, ракушки и другие объекты, порой, даже не зная цифрового ряда. В некоторых языках не существовало числительных, больше трех. Объекты «считали», перекладывая по камешку из одной кучки в другую кучку или мешочек: по одному на каждый предмет счета. Одно кочевое африканское племя считает скот, заполняя камнями бороздки. После каждого животного, прошедшего через ворота, в нужную бороздку помещается камешек. Когда в бороздке становится девять камней, и наступает черед десятого животного, все предыдущие камни вынимают из первой бороздки и помещают один камешек во вторую.

Изображение

Это операция «переноса» используется при счете в различных частях мира, в том числе, ее используют современные компьютеры. Те кочевники, равно как и многие другие культуры, изобрели счеты с разрядом десятков и разрядом единиц, где ноль — это пустая бороздка. Многие другие народы (но не тот, о котором идет речь) пошли дальше, и вскоре их счеты эволюционировали до доски с рядами камешков или бусин, нанизанных на параллельные нити; их использовали для сложения, вычитания и других математических действий. Таким образом, до изобретения арабских чисел, все вычислительные действия производили с помощью счет или пальцев, а не на бумаге.

Глиняный конверт и фишки, Шумерское государство. 3,400 до н. э.

В древние времена на территории Ближнего Востока, в процессе счета, вместо камушков использовали глиняные фишки. Глину скатывали в комочки, различных форм и размеров. Овец обозначали одними, а горшки с ячменем — другими, и так далее. Количество типов глиняных символов увеличивалось, по мере развития торговли. Появились те, которые обозначали единицы, пятерки, дюжины — и так для каждого отдельного типа.

К концу 4 000 до н.э., идеи применения счетных шариков и глиняных печатей объединили для создания своеобразных товарных накладных и складских описей. Для того, чтобы сделать накладную на стадо овец, для каждой овцы берется отдельный шарик; как только шариков становится пять, их заменяет шарик другой формы. Когда отправитель и консигнатор условятся о количестве, шарики помещают в конверт из мокрой глины. Продавец и консигнатор ставят свои печати на закрытый конверт и дают глине высохнуть. Процедура составления складских описей происходила аналогичным образом.

Владелец пшеницы или ячменя мог отправить собранный урожай на реализацию в другой город, подальше от воинствующего жреца в обнесенной каменным валом крепости. Вместо накладной использовали глиняные фишки в запечатанном конверте.

В случае, если владелец проголодался или решил продать зерно тем, кто голоден, или решил посадить зерно для нового урожая, ему следовало придти на склад с конвертом. Податель конверта и работники склада осматривали печать, вскрывали ее, пересчитывали фишки и передавали товар в руки владельца. Если бы можно было заглянуть и изучить содержимое конверта, количество и виды фишек, не навлекая на себя страшной и неотвратимой кары за нарушение печати… Около 3, 400 гг. до н.э. в шумерском государстве стали помечать символами сами конверты. Для оттисков использовали те же фишки разной формы и размера, которые оставляли разные отпечатки 3,4]. Эта внешняя маркировка была не такой надежной — оттиски можно было стереть, но опытный специалист все равно увидел бы разницу.

Постепенно складские описи и товарные накладные стали распространенными явлениями, объекты торговли становились все разнообразней. На рынках стало появляться огромное количество различных товаров, а, соответственно, и фишек, различных форм и размеров. Современные специалисты в сфере компьютерных технологий сказали бы, что наши предки пришли к необходимости создания «уровня абстракции». Имея различные фишки для одной овцы, пяти овец, тигеля ячменя, пяти тигелей ячменя и так далее, по сути, они имели mn различных фишек, где m — это количественное значение, а n — число различных видов товаров. Придумав различные фишки для обозначения чисел и видов товаров, они сократили число фишек до m + n, что сократило их количество почти вдвое.

Эта инновация не была сенсационным открытием. Фишки для абстрактного счета, одни для овец, людей, тигелей ячменя, скорее всего, существовали и ранее. И такие слова, как «овца», «ячмень» появились раньше. Что было новым, так это решение применять в складских описях и товарных накладных, для замещения понятий «овца» и «ячмень» определенные значки, помимо глиняных фишек. Эти символы поначалу служили репрезентациями объектов, и не являлись словами «овца» или «ячмень», но это был большой шаг в развитии письменности. Естественно, эти символы присутствовали и во внешней маркировке.

Первые таблички с памятниками письменности относятся к 3 300 гг. до н.э., и снова речь идет о шумерском государстве. Они представляют из себя перечисления символов на глиняных табличках. Для обеспечения безопасности символов, некоторые дощечки также помещались в глиняные конверты под печатью.

С этого сюжета начинается история письменности. Столетие спустя, для более схематичной интерпретации глиняных пиктограмм, стали использовать тростниковые перья. 

Источник: Полиграфычъ

Интересно знать о штампах!

Штамп в сознании жителей любой страны - скучный офисный атрибут. Вот пример того, как одна художница Ki Nassauer решила вдохнуть в них "душевности". Она долгое время покупала в антикварных магазинах старые штампы и когда их накопилось достаточно много... с помощью простых манипуляций и проволоки она сделала их них подставки под фото, визитки, записки. Вот что получилось!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Источник: Полиграфычъ

С ДНЕМ ПОБЕДЫ!!!

Уважаемые коллеги и партнеры примите искренние поздравления с Днем Великой Победы! День Победы - это символ героизма, мужества и отваги людей, защитивших свою Родину. Это призыв настойчиво бороться за приумножение славы наших предков, за великую Россию, за мир без войны! Желаю Вам здоровья, благополучия, счастья Вашим родным и близким, уверенности в завтрашнем дне и светлых надежд на будущее, бодрости духа, творческого вдохновения и неиссякаемой энергии! Коллектив компании "Аксиома"

Из истории печатей (часть 32)

ПЕЧАТИ ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ

Япония преподнесла нам удивительный штемпельный сюрприз - печать с отпечатком ножки или ручки ребенка.
Изображение

Печать выполнена в виде отпечатка ножки младенца. Такое изделие - милое напоминание, подходящее для подарков на дни рождения и просто презентов для ребенка. Родители или дарящие такой подарок родственники или знакомые сначала делают отпечаток очертаний рук и (или) ног ребенка в размере натуральном виде. Потом они посылают по электронной почте отсканированные, либо сфотографированные отпечатки , которые гравирются в реальном размере. Готовое изделие, которое приходит в оригинальной деревянной коробочке, украшенной печатью, действительно умиляет. На коробочке и на самих отпечатках гравируется имя ребенка и дата рождения.

Источник: Полиграфычъ

Из истории печатей (часть 31)

Печати СССР
Изображение


После великой октябрьской социалистической революции в России, вновь установившаяся советская власть, отказываясь от буржуазного наследия и царской символики, придавала огромное значение своей геральдике и сфрагистике, а так же всевозможным атрибутам вновь образовавшегося государства. Государственная печать Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, позже изменившая свое название на печать СССР, была создана, как бы сейчас сказали «дизайн разработан» в первой половине 1918 года.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Так же как и государственный флаг, гимн и герб молодой Советской Республики, печать СССР включала в свое клише важные идеологические элементы. Такие как эмблему "Серп и молот" и девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Впервые эта эмблема появилась на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 года. Используемый в царской России древний византийский символ - двуглавый орел исчез из государственной символики до 1993 года. Все официальные бумаги и документы советских органов власти как центральных, так и местных заверяются печатью СССР имеющей в своем клише изображение серпа и молота.

Изображение
Изображение
Изображение

Делопроизводство в СССР со временем становится сложной системой по мере увеличения партийного и бюрократического аппарата. Изготовление печатей СССР и различного рода штампов, являющихся, очень важным атрибутом официального государственного документооборота регулируются особыми инструкциями Министерства Внутренних Дел СССР. В них указывается, какой тип, и количество печатей допущено к использованию. К примеру, гербовая печать СССР могла быть по закону только одна и изготавливаться могла только из металла или каучука. В те времена с разрешениями на изготовление печати СССР было очень строги, и они выдавались в органах внутренних дел. Если требовалось изготовить дополнительную печать СССР, нужно было получить разрешение министра или же руководителя профильного ведомства. В таком же строгом режиме был регламентирован порядок работы изготовителей печатей СССР. Во всех мастерских и штемпельных фабриках изготавливающих печати и штампы для государственного аппарата был строжайший режим работы, наблюдения и контроля. Условия работы в них немногим отличались от работы отделений сберегательного банка Советского Союза. Используемую печать было запрещено оставлять на столе или в его ящике, не разрешалось носить с собой.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

По регламенту использования печати СССР она должна была храниться в несгораемых шкафах и сейфах, вместе с государственными и бумагами и секретными документами. И уж совсем несложно себе представить, что было, если совершалось хищение печати СССР или имела место быть ее утеря. Дело могло закончиться реальным лишением свободы. В Советском Союзе как в государстве, очень бюрократизированном печати как вы сами уже поняли, придавалось огромное значение как символу власти и государственному атрибуту. С распадом СССР такая государственная регалия как печать СССР, стала не менее важной, но потеряла свою строгость в использовании. Так же в современной России поменялись многие названия учреждений с Советских трестов, комбинатов, управлений и т.д. на более осовремененные ЗАО, ООО, ОАО и т.д.

Изображение
Изображение

Источник: Полиграфычъ

Креативный дизайнер заказал себе штамп с оттиском iPhone

Креативный дизайнер заказал себе штамп с оттиском iPhone 


Дизайнер Дэн Провост, который занимается интерфейсом iOS-приложений, решил сэкономить себе время и усилия и заказал штамп с изображением iPhone. Кроме этого, свой чертеж он выложил в Сеть для всеобщего пользования. 

Изображение

Провост говорит: «Обычно я начинаю работу с того, что рисую прямоугольник, приблизительно соответствующий размерам iPhone. Но потом мне пришло в голову, что можно получать точный чертеж iPhone, не тратя на это драгоценное время. Поэтому я решил заказать себе штамп. Я нарисовал iPhone, добавил к чертежу некоторые нужные отметки: где должна находиться строка состояния, панель навигации и панель вкладок в вертикальной и горизонтальной ориентации». За штамп, изготовленный на заказ по готовому чертежу, дизайнер заплатил $35.


Изображение

Источник: Полиграфычъ

  << пред   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   след >>

Полный ассортимент штемпельной продукции высочайшего качества