г. Москва, проезд Ольминского дом 3А, стр.3 | axioma@axioma-ooo.ru

Каталог
Поиск
Блог / Новости
Голосование
Что Вы цените больше всего в оснастке:

Блог / Новости RSS 2.0

Из истории печатей (часть 16)

История печатей в Германии

История изобретения и применения печатей в Европе не так обширна и разнообразна. Вплоть до 9 века печати и штампы в Германии употребляли все и всюду, кто как хочет, и кто для чего хочет. И только при императоре Карле Великом печати стали использовать для заверения документов. 

Наказание лишением 

Право использовать печать для личных документов считалось для дворянина высшей привилегией. Причём печатью отца мог воспользоваться сын, печатью господина - вассал, а её конфискация была серьёзным наказанием, и рассматривалась как лишение определенных прав. 

Изображение

Информация на печатях была различной, в зависимости от того, каким образом планировалось их использовать. Чаще всего это были фамильные гербы с указанием имени и даты рождения хозяина. Подделывать такие печати по оттиску никто не решался. Это не грозило слишком суровым наказанием, но всё же связываться с воинственным бароном или влиятельным герцогом было себе дороже. 

Печать-сердце и печать-груша 

Дворянское сословие Германии использовало печати штампы круглых форм, на которых изображали охоту и охотничьих животных, а также драконов или звёзды. Женщины и духовенство пользовались овальными печатями, на них изображали лилии. Высокие дворянские чины заказывали себе необычные печати, к примеру, в форме сердца у Магистра Тевтонского ордена, или в форме груши - у австро-венгерского наследного принца. 

Изображение

У королей и духовенства в ходу обычно были металлические штампы и печати из золота или серебра. Люди ниже статусом использовали свинцовые или медные печати. Печати, которые не требовали много усилий и денежных затрат, активно использовали купцы и торговцы.

Источник: ПОЛИГРАФЫЧЪ

Из истории печатей (часть 15)

Монетный штемпель

В нумизматике штемпель— это термин, означающий металлический инструмент для чеканки монет и медалей. Его ещё называют монетным штемпелем. 

Изображение

Он представлял собой металлический (в настоящее время стальной) инструмент с выгравированными на нем негативными изображениями аверса и реверса будущей монеты, которыми чеканится монетная пластинка. Название пришло к нам из немецкого языка и первоначально назывался «Münzstempel». Поскольку штемпеля всегда изготавливались парами, то один из них – верхний – получил название Oberstempel (старое название «Eisen»), другой - нижний – Unterstempel (старое название «Stock»).

Изображение

Начиная с Античности монетные штемпели изготавливались вручную резчиком монетных штемпелей. Резчиков в Древнем Риме называли celators. Изготовление монетных штемпелей издревле было весьма трудоёмким процессом, резчики штемпелей пользовались большим авторитетом.

Древнеримский монетный штемпель 
Изображение

Античный монетный штемпель 
Изображение

На Русь монетные штемпеля пришли вместе с появлением серебряных монет. Но нестойкость монетных штемпелей приводила к их быстрой смене, а частое и не всегда умелое копирование штемпелей искажало надписи до неузнаваемости. Штемпели были бронзовыми и имели вид щипцов. Но такие сопряженные штемпели были известны на Руси и до начала чеканки монет - они служили для оттиска вислых свинцовых печатей. Штемпели быстро разрушались

Древнерусский монетный штемпель 
Изображение

Современные штемпели изготавливаются из высокопрочной стали и способны отчеканить сотни тысяч монет прежде чем будут заменены. Для изготовления современных штемпелей используется специальная матрица, на которую нанесено позитивное изображение будущей монеты. Причем современного сорта стали с точно дозированным составом сплава обеспечивают оптимальное отвердение штемпелей.

Из собрания Государственного исторического музея 
Изображение

Латвийский штемпель 6 в. из замка Кокнесе
Изображение

Источник: ПОЛИГРАФЫЧЪ

Из истории печатей (часть 14)

Древние индийские печати

Примерно около пяти тысяч лет назад в пойме реки Инд образовалась одна из самых древних восточных цивилизаций - Индийская. с 2600 по 1700 гг. до н.э. на берегу этой реки раскинулась огромная цивилизация со множеством городов и поселений. Их достижениями в науке, торговле, строительстве, математике до сих пор пользуется современное человечество. Немалую роль в становлении древнего государство сыграли и печати как символ власти или идентификация собственника. Одними из главных индийских городов были Мохенджо-Дароb и знаменитый Харрапа. До наших дней не дошли какие-либо реальные письменные свидетельства жизни этих поселений, но были обнаружены археологами печати того времени, причем в огромном количестве, которые дают ясное представление о древней индийской цивилизации.

Изображение

Первым шагом для изучения печатей было изучение их маркировки. Однако множественные попытки прочесть надписи на индийских печатях того времени были безуспешными. Большинство индийских печатей содержит изображения их главных животных: мифических существ – таких как, например, единорог, или реальных - буйволов. Интересно, что на печатях г. Харрапа не было изображений воинов, батальных сцен или побежденных врагов. Это может свидетельствовать о том, что Хараппой в ДревнейИндии правили богатые купцы, помещики и священнослужители, но не военные.

Однозначно, что в Древней Индии была хорошо развита торговля, например, домашними животными и хлопком, поэтому печати были использованы для обозначения товара, что неудивительно. Большое количество найденных печатей подтверждает активный характер индийской торговли и важность маркировочных печатей. 

Еще одной основной функцией печати была идентификация собственника, например, для обозначения касты правителя (тигр, слон). Также печати применялись в коммерческих сделках с различной недвижимостью. Ими зачастую подписывались письма, визировали документы, которые представляли юридическую ценность. Эти печати отличались от торговых пломб с изображениями продаваемых животных, так как обозначали либо тип недвижимости, либо, возможно, фамилию собственника.

Изображение

Одно из самых важных применений индийских печатей – использование их в религиозных целях. На месте древних индийских городов было найдено множество печатей с изображением религиозного мифического существа - единорога. Сама печать напоминала по своей форме жертвенный котел, который позволяет предположить, что изображение обозначало религиозную жертву. К религиозным печатям можно отнести и печати с изображением человека, сидящего в позе йоги в окружении животных. Это очень напоминает индуистского бога Шиву, который, как известно, был йогом и другом животных. Эти печати получили название печатей Шивы. Таким образом, индийские печати были также частью религиозной практики.

Источник: ПОЛИГРАФЫЧЪ

Из истории печатей (часть 13)

История штампа в керамике


Как известно, штампы – не самое новое изобретение человечества, и даже можно сказать, что оно является одним из самых древних. Истории о том, каким образом люди традиционных культур использовали штампы, продолжатся рассказом о керамике. Керамическая посуда всегда украшалась орнаментом, без этого она была непригодна для использования в силу определенных религиозных убеждений. 

Изображение

В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы и техники росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины и украшение их штампованием существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу. 

В большинстве случаев гончары украшали свои изделия орнаментом, используя для этого несложные орудия-штампы. 

Зубчатый штамп

Самым популярным штампом был инструмент с зубчатым рабочим краем. Он мог иметь вид обычной гребенки, изготовленной из кости. Подходящий кусочек кости с пропиленными вдоль края желобками мог служить в качестве зубчатого штампа. Вообще зубчатый штамп был чрезвычайно распространенным орудием орнаментации керамики в культурах эпохи неолита разных районов мира – Восточной и Западной Европы, Сибири, Средней Азии. Популярность зубчатого орудия связана с тем, что охота являлась одним из важнейших способов добычи пищи – особенно в лесных районах – недостатка в челюстях-штампах не было. Возможно, использование челюстей животных для декора керамических сосудов носило в некоторой степени магический смысл, символизируя стремление обеспечить удачу в охоте и изобилие пищи в кухонных горшках.

Изображение

Зубчатый штамп был привлекателен для древних гончаров еще и различными вариантами его применения в качестве орудия орнаментации и разнообразием получаемых вследствие этого узоров. Во-первых, зубчатым штампом можно было оттискивать, выдавливать в мягкой глине углубления, соответствующие по форме и размеру краям его зубцов. Этот прием орнаментации называется тиснением. Во-вторых, можно было пользоваться зубчатым штампом как гребнем, прочесывая им по стенке глиняного сосуда длинные ряды параллельных бороздок – это техника прочеса. Особенно распространен был прочесанный зубчатым штампом узор в виде вертикального зигзага, заполняющий стенки сосуда от устья до дна. В некоторых поселениях неолитической культуры более популярен был прием тиснения, позволявший украшать стенки сосудов плотными рядами мелких отпечатков-ямок, отчего изделие казалось как бы покрытым мелкоячеистой сеткой. 

Гребенчатый штамп

Одни из самых первых искусственных орнаментов создавались при помощи гребенчатого штампа, отсюда получил название и орнамент, выполненный с его помощью – гребенчатый. Гребенчатый орнамент - распространенный способ украшения керамики. Даже некоторые виды раковин морских моллюсков, створки которых имеют зубчатый край, – это тоже инструменты – гребенчатые штампы. 

Изображение

Изображение

Таким штампом из гальки или раковины по сырой поверхности еще не обожженного сосуда наносились ленты параллельных насечек, разнообразных геометрических фигур. Его можно считать усовершенствованным способом зубчатого штампа из костей животных. Гребенчатые оттиски получили наибольшее распространение. Это прямо, косо или переменно расположенные оттиски; прямые, зигзаги, ленты, фигуры ромбов и шестиугольников, треугольников, мотив елочки и пр. Узоры создавались и рядами ямок, уложенных между рядами гребенчатых оттисков. 

Оттиски растений

Древние мастера использовали ещё один древний способ украшения керамики: отпечатки различных растений, например, колосья хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, всевозможные раковины и т. п. У японцев долгое время пользовалась успехом так называемая сосново-игольчатая керамика. Сырой сосуд обкладывали со всех сторон сосновыми иголками, которые закрепляли бечевками. После выжигания иголок образовывалась поверхность, сплошь испещренная мелкими черточками. Кроме тесьмы и сосновых иголок, для тиснения использовались рисовые зерна. В стенки сосуда зерна вдавливали так, что образовывался узор, подчиненный определенному ритму. В таком виде сосуд помещали в печь. После выгорания зерен на поверхности сосуда оставался углубленный узор. Почти повсеместно в разные времена для нанесения тисненого узора гончары использовали соломинки, стебли тростника и древесные ветки.

Гладкий штамп-палочка

Сходные композиции сложены также из оттисков гладкого штампа, обмотанной шнуром палочек, вырезанных из твердой древесины или кости. Такой способ археологи ещё называли шнуровым орнаментом, который наносился вдавливанием в глину прутика, на который был намотан шнур. Располагая короткие отпечатки шнура под разными углами, гончары создавали из них самые разнообразные узоры. В узоре прямые линии нередко сочетаются с волнистыми, которые в древности символизировали воду. Нанося волнистые линии у горловины горшка как украшение, гончар в то же время вкладывал в них более глубокий смысл. Они были своеобразным пожеланием того, чтобы сосуд всегда был полным, а его хозяева имели бы постоянный достаток. Постепенно магический смысл волнистых линий был забыт, и их продолжали наносить на посуду исключительно как украшение.

Изображение

Японские гончары вплоть до XX века использовали для украшения сосудов вместо шнура тесьму, сплетенную из рисовой соломы. Только что выполненный сосуд плотно обматывали тесьмой, сушили и отправляли в печь на обжиг. В печи солома выгорала, а на обожженном сосуде оставались углубленные отпечатки, создававшие на поверхности черепка оригинальную фактуру.

Инструменты для тиснения 


Со временем кончики деревянных палочек стали скруглять, заострять, срезать под разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки. Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и чередуя оттиски в определенной последовательности, получали выразительные узоры. 

Изображение

Если же штампики с круглым или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин. Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глиняного сосуда, придавая ему особую выразительность. На мелких кувшинах и чашах различных культур были оттиски штампов, которые можно считать марками мастерских. Штампы эти очень простой формы: кружки, подковки, звездочки, фигуры в виде цифры 8, кружок с вписанным крестом или же ступенчатой фигурой. Все они оттискивались до обжига.

Штампинг в современных народных промыслах

К более новым приспособлениям для штампования керамики можно отнести штампы с контррельефами, которые вырезаются из твердой глины или дерева. 

Изображение

В последнее время для тиснения узоров стали применять всевозможные накатки. Накатка, сделанная из колесика, дает возможность получать пунктирные линии. Для нанесения шнурового узора накатку изготавливают из деревянного стержня, который обматывают шнуром или мягкой проволокой

Изображение

После подсыхания глины углубления тисненого орнамента нередко заполняют цветными ангобами (жидкой глиной). Поверхность изделия становится гладкой, а узор четко выделяется на его фоне. Этот способ декорирования называется молетажем. В керамическом производстве он используется в основном для нанесения на посуду всевозможных бордюров. Специальными накатками, вырезанными из твердой и плотной древесины (самшита, бука, груши, яблони, клена), можно наносить на сосуды рельефные узоры (54.4). Перед накатыванием на поверхность изделия наклеивается небольшой жгут из мягкой глины. Место наклейки смачивается водой. После прокатки жгут прочно соединяется с основой, а над поверхностью образуются выпуклые элементы узора.

Подводя итог, можно выделить несколько видов штампов, которыми ставились оттиски как в древности, так и в современных народных промыслах: 

Штампы
К штампам относятся специально изготовленные орнаментиры, ширина рабочего края которых больше 1 см. Основными материалами для изготовления штампов служили различные породы камня, кость и глина.

Гребенчатые штампы. 
Орудия с зубчиками для нанесения орнамента. Между собой они различаются количеством зубцов, длиной и степенью изогнутости, количеством рабочих краев. Большая часть гребенчатых штампов изготовлена из камня, но известны штампы из глины. 

Гладкие штампы. 
Материалом для таких штампов служили камень и кость. Отличие гладких костяных штампов от естественных в том, что на них присутствуют следы обработки и подправки рабочих краев. Орнамент выполненный гладкими штампами наносился в технике накалывания, протаскивания, прочерчивания. Гладкие штампы характерны для более позднего времени – бронзового и железного веков.

Фигурные штампы. 
Такие штампы характеризуются геометрической или неопределенной формой рабочего края. Чаще встречаются из глины, т.к. этот материал очень пластичен и ему можно придать любую форму, а при обжиге он приобретает твердость. Встречаются фигурные штампы и из камня. На территории Среднего Зауралья известен один фигурный штамп со стоянки бронзового века, который посередине он сплюснут пальцами. У него два рабочих конца. С одной стороны штамп при прокатывании образует линейный орнамент, с другой – крестообразный. 

Выделяют следующие способы нанесения орнамента на сосуд: 

• штампование (оттиски штампа одинаковые), 
• прокатывание (оттиски штампа между собой отличаются по длине и изгибу), 
• шагание (шагающая гребенка), 
• шагание с протаскиванием (шагающе-протащенная гребенка, зубчатая качалка), протаскивание (прочерченная гребенка, линейный орнамент), 
• шагание с протаскиванием (шагающая гребенка), 
• отступание (слепая гребенка, отступающая гребенка), 
• накалывание (оттиски при наклонном положении штампа к поверхности

Источник: ПОЛИГРАФЫЧЪ

Из истории печатей (часть 12)

Специальный почтовый штепель

Специальный почтовый штепель (сокращенно - спецштемпель) или художественный штемпель - этопамятный штемпельдля специального гашения. Спецштемпеля находят применение во многих странах и в настоящее время являются одними из распространённых объектов филателистического коллекционирования.

Специальные штемпеля отличаются от обычного календарного штемпеля тем, что в его тексте указывается название события или памятной даты, к которой он приурочен. Второе отличие заключается в монолитности спецштемпеля и отсутствии у него встроенного нумератора для ежедневной смены даты гашения, так как срок действия специальных штемпелей ограничивается обычно одним, реже — несколькими днями. По истечении срока курсирования спецштемпель изымается из обращения.

Помимо рисунка и текста, связанных с событием, на спецштемпеле, как правило, указаны почтовое отделение (почтамт), где произведено гашение, и дата. Спецгашение, связанное с событием общегосударственного значения (например, «Неделя письма»), производится одновременно в ряде городов, где также изготовляются штемпеля.

Впервые спецштемпель применили в Великобритании в честь Всемирной выставки в Лондоне в 1862 году. Первый советский спецштемпель «День филателии» использовался на почтамте Москвы 19 августа 1922 года. В 1972 году к 50-летию первого советского специального почтового штемпеля в СССР проводилась выставка гашений. 
К числу ранних советских спецштемпелей относится штемпель, который употреблялся на первой Всесоюзной выставке по филателии и бонам в 1924 году в Москве. На штемпеле имелись календарная переводная дата и текст «1-я Всесоюзная выставка по филателии».

Изображение

Последний советский спецштемпель «С Новым годом!» употреблялся с 25 декабря 1991 по 2 января 1992 года,

Изображение

Первый российский «XVI зимние Олимпийские игры» — 10 января 1992 года. 

Изображение

«Филателия — детям» — филателистическое название почтово-благотворительных марок РСФСР 1922 года (№ 43-48 по кат. СССР) — надпечатка текста «РСФСР /Филателия — детям/ 19-8-22» на марках Российской империи черной краской[5]. Марки находились в продаже и в почтовом обращении один день — 19 августа 1922 года[5] и гасились специальным почтовым штемпелем «День филателии» на почтамте Москвы. 

Изображение

Источник: ПОЛИГРАФЫЧЪ

Из истории печатей (часть 11)

Красноречие почтовых штемпелей 

Иногда складывается впечатление, что функция почтового штемпеля сводится к гашению марок в целях предотвращения повторного их использования. Однако это действие сразу после появления первых знаков почтовой оплаты успешно осуществлялось с помощью обычной перьевой ручки путем простого перечеркивания марок с угла на угол. Если бы все сводилось к гашению, то перьевой метод так бы и остался в арсенале почты. Массовое же внедрение штемпелей в мировую практику мира имело другие причины.

В России штемпеля появились за 90 лет до почтовых марок. Впервые их ввел в практику на Петербургском почтамте чиновник Август Ган в 60-е годы XVIII века. Вскоре примеру столицы последовали почты Москвы и Риги. Штемпелями клеймились только оплаченные письма, поэтому наличие штемпеля подтверждало в первую очередь факт оплаты письма, а во-вторых, указывало на место его отправления.

До начала 20-х годов XIX века штемпеля были однострочными.

Изображение

Позже их заменили круглыми, календарными, и теперь они указывали не только место отправления письма, но и дату, когда это произошло.

Изображение 

Штемпеля получения письма в отделении связи, куда было оно адресовано, в России ввели на основании «Положения об устройстве почтовой части», которое было утверждено 22 октября 1830 г.

Необходимость но во введения объяснялась весьма просто: «Сей штемпель устанавливается, дабы публика видела, что следующее не задержано». Поначалу штемпеля получения были прямоугольные, но со второй половины 50-х г. и они стали круглыми.

Обратите внимание, что указывались не толь ко число и месяц поступления письма, но и время суток: «утро», «полдень», «вечер».

Позже в практику начали внедрять штемпеля, на которых вместо времени суток указывались часы передачи корреспонденции почтальонам для разноски.

Опыт XIX века по внедрению в почтовую практику штемпелей от правления и получения оказался успешным, и даже внешний вид их к нашему времени изменился мало. Правда, в крупных почтовых и сортировочных отделениях появились специальные штемпелевальные машины с механическими или электрическими привода ми, которые облегчают обработку больших массивов корреспонденции.

Изображение

Штемпель на лицевой стороне конверта, задевает он знак оплаты или нет, показывает страну, город и да ту отправления письма. Штемпеля на обратной стороне конверта сообщают реквизиты получателя и время получения письма отделением связи.

Изображение

Поскольку форма, тексты и цифры штемпелей устанавливаются Всемирным почтовым союзом, то, по лучив письмо, легко понять, откуда и когда оно направлено и когда поступило в отделение местной почты.

Подлинным открытием XX века стало появление специальных штемпелей, внешний вид и содержание надписей которых отличаются от общепочтового стандарта. Изготовляются такие штемпеля по определенным поводам; к разработке их дизайна привлекаются художники. Выпуск каждого такого штемпеля с точны ми сроками его применения и указанием почтовых от делений, в которых они будут использованы, оформляется специальными решениями учреждений связи.

Первый советский специальный штемпель был изготовлен в 1922 г. и использовался для гашения марок на почтамте Москвы.

В нынешнее время увлечение коллекционированием оттисков специальных художественно оформленных почтовых штемпелей, которые выпускаются к па мятным датам, стало массовым и считается одной из составных частей филателии.

В самом деле, специальные штемпеля сохраняют в себе много ценных сведений из нашей жизни. Вас интересует наука? Космические исследования? Памятные даты, связанные с достижениями в этих областях? Вот взгляните на специальные почтовые штемпеля России, которые уже стали достаточно редкими.

Изображение 

Марки в киоске советской почты в Окленде. Художник Г. Косоруков. 1990 г.

Изображение

Источник: ПОЛИГРАФЫЧЪ

Факсимиле

Не много из истории:

Факси́миле (от лат. fac simile - букв. «делай подобное») — воспроизведение всякого графического оригинала — рукописирисунка,чертежагравюрыподписимонограммы, — передающее его вполне точно, со всеми подробностями.

До XIX века факсимиле, как правило, делалось посредством прорисовки оригинала через прозрачную бумагу и затем гравированияна металле или дереве и литографирования, в новейшее же время изготовление подобных снимков очень облегчилось благодаря изобретению и усовершенствованию светописи — фотографиифототипиифотогравюрыфотоцинкотипии и фотолитографии, дающих возможность получать безусловно верные факсимиле чисто механическим путём.

Процесс исполнения таких воспроизведений называется факсимилированием. Издания, в точности воспроизводящие рукописи или издания другой эпохи, называются факси́мильными. Факсимильные издания рукописей и редких книг обычно предпринимаются в научных целях.

информация взята:http://ru.wikipedia.org/

А теперь о современном применении факсимиле:

Факсимиле представляет собой штамп, обеспечивающий точное воспроизведение собственноручной подписи должностного лица и служащее для удостоверения его полномочий. Применение факсимильной подписи должно осуществляться только в определенных законом случаях и порядке.

Нужно помнить о том, что не вся документация может быть подписана факсимильной подписью. Письмо МНС РФ от 1 апреля 2004 г. N 18-0-09/000042 "Об использовании факсимиле подписи" четко определяет случаи применения факсимильной подписи: «Также факсимиле нельзя ставить на доверенностях, платежных и других документах, которые влекут финансовые последствия». Основные моменты, на которые нужно обратить внимание, это порядок и случаи, при которых допускается применение такой подписи.

Для заказа факсимиле Вы можете перейти по следующей ссылки: http://www.axioma-ooo.ru/site/index.php?categoryID=585

Образцы факсимиле: 

Новая карманная оснастка Shiny серии Elite!!!

Данная оснастка не имеет аналогов на мировом рынке! Сменная подушка, эргономический корпус и разнообразие цветов!

Из истории печатей (часть 10)

Большая печать Киевского магистрата XVI века

Состоялась презентация большой печати Киевского магистрата XVI века, ранее неизвестной науке. Матрица большой печати Киевского магистрата XVI века была презентована 18 ноября 2011 года в Киеве известным коллекционером и меценатом Алексеем Шереметьевым. По его словам, это единственная известная науке матрица печати, которой пользовалась киевская власть 500 лет назад. Шереметьевым рассказал, что она была куплена у наследников довоенной частной коллекции. Ранее о ее существовании ничего не было известно.

На печати отображен герб Киева – руки, которые держат лук со стрелами, - и надпись на латыни «Печать столичного города земли Киевской».

Оружие было выбрано в качестве герба потому, что киевлянам постоянно приходилось воевать — город находился на границе с враждебной степью и регулярно подвергался нападению татар. Интересно, что на ручке матрицы тоже изображен лук со стрелой. Это помогало поставить печать ровно, а не «вверх ногами».

«Поверьте, степень выполнения этой печати говорит сама за себя: тот уровень ювелирного искусства говорит о существовании в те времена в Киеве высокой культуры, и когда нам пытаются навязать мнение, что 500 лет назад на этой территории была дикая степь и войны, мы видим, что печать говорит о другом», - рассказывает научный сотрудник Института специальных исторических дисциплин Музея Шереметьевых Александр Алферов.

Пока не найдено ни одного оттиска на старинных документах, скрепленных этой печатью. Но это вполне объяснимо — украинские ученые недостаточно исследовали зарубежные архивы, а в наших сохранилось крайне мало документов XVI века. Зато найдены оттиски малой печати Киева того периода. Дизайн у нее такой же, но диаметр в два раза меньший.

http://pgraph.ru/polezno_znat2/?r527_id=158

Новая серия штампов! Новые возможности!

  << пред   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   след >>

Полный ассортимент штемпельной продукции высочайшего качества